16, Ноябрь 2022

Геополитическая реальность 2022 года — новый вызов для российского рынка карьерных самосвалов

В новых геополитических условиях неизбежна трансформация конкурентного поля на российском рынке карьерных самосвалов. Что ждет игроков и сохранится ли спрос?

Во всем мире, в том числе и в России, карьерные самосвалы получили широкое распространение при добыче полезных ископаемых, карьерных разработках, строительстве гидротехнических сооружений и пр. Применение подобных видов спецтехники, например, в горнодобывающей отрасли обусловлено их высокими технико-экономическими показателями при использовании в сложных условиях эксплуатации.

Так, в период 2019-2021 гг. объем российского рынка карьерных самосвалов в рублевом эквиваленте характеризовался сильной волатильностью. В 2020 году наблюдалась понижательная динамика, которая была обусловлена влиянием пандемии COVID-19 и ее последствиями, а также падением мировых цен на сырьевые ресурсы (в частности, уголь). В связи с чем многие горнодобывающие компании на фоне кризиса вынуждены были снижать деятельность и сокращать финансовые издержки, в том числе на обновление и пополнение парка карьерных самосвалов.

Прошедший 2021 год, напротив, продемонстрировал существенный скачок: объем потребления фокусной продукции увеличился почти в 2,5 раза по сравнению с пандемийным 2020 годом. При этом среднегодовой темп роста (CAGR) в ретроспективе трех лет составил 27%.

Что касается текущего момента, то по итогам 2022 года, как отмечают эксперты, следует ожидать рецессии рынка, прежде всего, из-за геополитической ситуации, в частности — за счет введения масштабных экономических санкций со стороны США и стран Европейского союза, запрещающих ввоз карьерных самосвалов как на жесткой, так и шарнирно-сочлененной раме; ухода мировых гигантов (Volvo, John Deere, Caterpillar, Komatsu, Hitachi и др.) и, соответственно, закрытия локализованных заводов на территории РФ; дефицита комплектующих (двигателей, коробок передач) и запасных частей.

Кроме того, в качестве еще одного сдерживающего фактора стремительного развития отечественного рынка карьерных самосвалов в 2022-2023 гг. можно назвать уже проведенные мероприятия по обновлению парка тяжелой техники в 2021 году на фоне восстановления национальной экономики и активности компаний-потребителей после коронавирусной инфекции. Так, например, представитель золотодобывающей компании «Полиметалл», рассказывая о дальнейших планах Группы, отметил, что в настоящее время их парк карьерных самосвалов новый и находится в хорошем состоянии, поэтому масштабных обновлений в краткосрочной перспективе не предвидится. А требуемая производительность и выполнение производственного плана будет обеспечена текущим парком"

Отметим, что в последние годы для отечественного рынка карьерных самосвалов характерна крайне высокая зависимость от импортной техники. Основу предложения как в денежном, так и в натуральном выражении составляют зарубежные бренды, удельный вес которых в общем объеме потребления более 80%. Как результат, по мнению Карчевского Сергея Николаевича, начальника бюро продаж спецтехники компании ООО «Машиностроительный завод «Тонар», — в создавшихся условиях для российских производителей тяжелой техники открывается вакантная ниша. Эксперт также считает, что в данном случае выиграют только те компании, которые направят все свои возможности на развитие производственных мощностей и технологий. Причем первоочередная задача — наладить выпуск собственной компонентной базы, чтобы решить вопрос с высокой зависимостью от поставок импортных комплектующих, а также обеспечить качественное и своевременное сервисное обслуживание.

Однако большинство представителей отрасли сходятся во мнении, что российские производители карьерных самосвалов сильно отстают от мировых компаний. Поэтому, со слов Назарова Дениса Юрьевича, директора по закупкам и логистике одного из крупнейших промышленных холдингов в России — АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», среди потребителей есть некая настороженность из-за отсутствия достаточного опыта эксплуатации, качества сервисного и технического обслуживания, наличия запчастей. В качестве основного решения эксперт видит предоставление более гибких условий продаж и гарантийного обслуживания карьерных самосвалов. Кроме того, отечественные производители подобной спецтехники могли бы рассмотреть возможность промышленных испытаний своей техники на производственных объектах. Это позволит им с большей скрупулёзностью изучать и исправлять возможные недоработки и учитывать пожелания клиентов. Подобная клиентоориентированность будет способствовать не только укреплению доверия, но и продемонстрирует заинтересованность российских производителей в освоении внутреннего рынка, что вполне ложится в рамки импортозамещения. В противном случае, всегда есть альтернатива закупки китайской карьерной техники или техники производителей из недружественных стран, поставляемых альтернативными способами.

Яков Гализитдинов, заместитель директора департамента продаж компании ООО «Газпромбанк Автолизинг», среди наиболее существенных тенденций фокусного рынка выделяет серьезное перераспределение спроса — сейчас происходит увеличение ввоза карьерных самосвалов из Китая и Республики Беларусь, которые замещают европейские, американские и японские бренды, практически полностью ушедшие из России. При этом, говоря о перспективах, эксперт отмечает, что в лидерах окажутся те марки, которые смогут наладить поставки техники в нашу страну. Сейчас в большинстве случаев речь идет о разрозненных поставках силами отдельных дилеров, поскольку централизованные схемы ввоза разрушены, а производства на территории нашей страны приостановлены.

В качестве других актуальных тенденций потребления карьерных самосвалов на 2022 год можно также отметить:

  • глобальную популяризацию газомоторного топлива как альтернативу дизельному топливу;

  • формирование парка карьерных самосвалов на СПГ;

  • преобладание в структуре потребления угольнодобывающих компаний;

  • преобладание в структуре госзакупок потребления со стороны Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и пр.

Здесь важно отметить, что в настоящее время в России в отрасли выпуска карьерных самосвалов силами отечественных компаний наблюдается рост инвестиций, в том числе и за счет поддержки государства. Так, например, ПАО «КАМАЗ» разрабатывает несколько проектов по расширению модельного ряда карьерно-шоссейных самосвалов, а также создает грузовые электромобили с сочлененной конструкцией и модели с полностью автономным управлением. ООО «МЗ «Тонар» реализует инвестиционный проект «Технология производства внедорожного шарнирно-сочлененного самосвала грузоподъемностью более 35 тонн» с участием Минпромторга РФ, финансирование которого будет осуществляться за счет субсидий из федерального бюджета.

Таким образом, по оценке SmartConsult на основе данных экспертного опроса, в перспективе следующих четырех лет российский рынок карьерных самосвалов будет постепенно развиваться, хоть и более медленными темпами. Согласно консервативному прогнозу, объем потребления фокусной продукции к 2025 году составит ~88 млрд руб. Причем реализация данного сценария возможна только при условии успешного разрешения ключевых проблем отрасли на фоне интенсивной государственной поддержки и деятельности частных игроков рынка.

Подробнее о развитии российского рынка карьерных самосвалов в условиях геополитической реальности 2022 в новом аналитической отчете «Смарт Консалт».

Источник